Библейская земля была частью Армении

Ниже опубликована карта Древней Армении — из книги под названием «Palestine & Transjordan» от британского разведывательного отдела изданного в 1943 году. На карте показана современная Армения, окрашенная в черный цвет, с выделенным контуром, показывающим карту древней Армении от 70 года до н.э.

Описание самых важных религиозных событий, и многие известные и важные регионы древнего мира также были частью Древней Армении. Сотни древних карт, книг и десятки библейских карт с 17-го, 18-го и 19-го веков показывают, что райский сад расположен в Армении, которая простирается от моря до моря от позднего древнего мезолита до времен Анийского Царства и Киликии через тысячу лет после Христа.

Если в писаниях изменить слово «израильтяне» на слово «Арменоиды», рассказывая историю, то все встанет не свои места. и откроется истинная история человечества. Реальная версия была искоренена после 1950-х годов по политическим причинам, но это не помешало найти много хороших старых книг, которые показывают и рассказывают реальную историю Великой Армении.

 

Роль и место Армянского нагорья в «Библейской геополитике»


На первый взгляд понятие «библейская геополитика» выглядит весьма странным и даже может показаться нонсенсом. Однако на самом деле, если комплексно рассмотреть основые положения религии, то здесь действительно много идентичных геополитике компонентов.

В любой религии имеются элементы мягкой силы — духовная компонента, представленная идеологическими и нравственными установками, системой ценностей, мировозрением и т.д., а также жесткой силы — материальные компоненты, представленные определенным территориальным пространством, народом или народами, живущими в его пределах и связанными как с данной территорией, так и друг с другом.

Все это, в соответствии с религией, дано Богом, и в случае нарушения элементов мягкой силы отдельные личности и целые народы могут лишиться компонентов жесткой мощи, в частности, территории, и наоборот. Примерами такого виртуального контекста могут служить изгнание из Рая, Всемирный потоп, крушение государств и образование новых, исчезновение одних народов и возвышение других.

Конечно, в каждой религии, особенно национальной, главными действующими лицами предстают народ — создатель данной религии, и территория, которую он получил по божественному провидению. В языческих религиях на данной территории вместе с людьми зачастую живут и сами боги. Гора Олимп в Греции, например, была местом пребывания древнегреческих богов во главе с верховным богом древних эллинов — Зевсом.

Среди священных территорий особое место занимает Армянское нагорье. Еще в дохристианских верованиях армян территория нагорья считалась священной, где обитали боги. Такой подход вписывается в рамки уже указанной национальной религии. Однако мы не будем останавливаться лишь на представлениях древних армян о своей родине. Армянское нагорье занимает весьма важное место также в верованиях и религиях других народов, где данная территория предстает колыбелью человечества, фактическую первосвятость которой признается соседними народами.

В данном контексте важнейшим упоминанием Армянского нагорья предстает Библия, где имеются две ссылки на Армянское нагорье в качестве человеческой прародины. Первое упоминание касается рая. Эдем, согласно Книге Бытия, располагался на востоке (Быт.2:8), и оттуда вытекали четыре реки, среди которых упоминаются Тигр и Ефрат (Быт.2:10-14), которые, как известно, берут начало на Армянском нагорье. Можно предположить, что двумя другими реками являются Кура и Аракс, хотя они названы Фисон и Гихон. Именно здесь Бог и создал Адама и Еву, т.е. человека.

Точно такое повествование имеется и в Торе. Практически аналогичные данные приводит и Авеста, согласно которой самой первой из всех земель и стран верховный бог и творец мира Ахура Мазда создал Айриана Ваего (страну ариев) у прекрасной реки Даитья (Daitya) или Аракс. Именно возле этой реки Ахура Мазда сотворил также первочеловека Гайомарта, в тело которого было вложено семя, созданное из света и влаги неба, сверкал он как солнце… Кстати, имя «Гайомарт» весьма созвучно с самоназванием армян — ай или гай. В Коране описание рая намного более художественное, хотя там также имеется упоминание четырех рек — Сальсабиль, Тасмим, Маин и Каусар.

Но, как известно, Бог изгнал людей из рая из-за грехопадения Адама и Евы. Можно полагать, что о подобном эпизоде, правда, в иной форме повествует и Авеста: «Первую из плодородных земель и стран, которую я, Ахура Мазда, который создал, была Айриана Ваего у благодатной реки Даитья, куда явился злой дух Ангра Майнью, воплощение смерти, и он посредством своего колдовства — змея в реке, [действовал] в противовес творению [Ахура Мазды]». Интересно, но Заратуштра разговаривал с Ахура Маздой — верховным богом иранского пантеона, на горе Савалан (Себелан) — второй после большого Арарата вершины Армянского нагорья, находящейся в пределах исторической области Васпуракан, ныне на территории Ирана.

В данном контексте хотелось бы привести весьма интересную легенду, которая более конкретизирует само место грехопадения перволюдей. В Арцахе нет человека, который не знал бы село Чартар (Ц³сп³с), которое является одним из самых больших населенных пунктов НКР и которое дало многих известных людей. Однако немногие знают одну, уже, к сожалению, практически позабытую легенду об этимологии названия данного села. Именно здесь, как говорится в одном из преданий, змий искусил прародителей, и поэтому данная местность получила название «чар тарав» (г³сБ п³с³н), т.е. место, где зло завлекло, искусило людей. Правда, согласно той же легенде, потомки Адама и Евы возвратились туда с тем, чтобы своим благочестием смыть грех предков.

Другим важным упоминанием Армянского нагорья в Библии и Торе предстает легенда о всемирном потопе и горе Арарат. Аналогичные легенды были и у других народов Ближнего Востока, в частности, у шумеров, для которых Армянское нагорье было священной территорией и местом обитания богов. Позже в исламе также был описан потоп, в результате которого Ной («Нух») начал свое плавание из Куфы, затем поплыл к Мекке, где сделал круг на Каабой, после чего пристал со своим ковчегом к Арарату, по другим источникам — к горе ал-Джудди. Относительно расположения данной годы в исламе до сих пор идут дебаты. Но большинство все же определяют ее месторасположение на Армянском нагорье, правда, в разные его частях, в частности, в нескольких десятков километрах от горы Арарат. Подтверждением тому являются и то, что две из четырех возможных гробниц «Нуха» находятся именно в пределах Армянского нагорья — одна в Нахиджеване, где на предполагаемом месте погребения Ноя построен мавзолей, другая в Джазире/Джизре — на рубеже с Северной Месопотамией. Оба этих места почитаются мусульманами в качестве священных.

Общеизвестно, что сам топоним «Нахиджеван» означает «первая остановка», т.е. место, где Ной и его семья остановились на послепотопной земле. Именно здесь, в соответствии с Торой, после потопа Ной и построил первый алтарь для жертвоприношений Богу и здесь же Всевышний заключил договор с Ноем. Этот договор стал вторым после договора Бога с Адамом. Получается, что первые два договора между Богом и людьми были заключены на Армянском нагорье.

Надо отметить, что имеется и весьма интересная, но малоизвестная легенда еще об одном месте, непосредственно связанном с ковчегом и обновленным миром. Согласно этой легенде, когда Ноев ковчег пристал к Арарату, то от него отлоколся осколок в форме большого бруска, и вода пригнала его на место, где ныне раположена деревня Шош Аскеранского района Нагорно-Карабахской Республики. Это место назвали «Тапанакерт», и данный брусок со временем пустил корни и начал давать побеги (на арцахском диалекте армянского языка — ЯбЯ /шош), отчего село и получило свое название. Надо сказать, что до сих пор село иногда называют и Тапаноградом, в котором армянское окончание «керт» приняло русскую форму «град». В советскую эпоху, когда религия была под запретом и против нее велась активная борьба, коммунистические агитаторы активно вводили в оборот «альтернативную» и весьма вульгарную версию названия «тапан», связывая это со словом (из словарного фонда арцахского диалекта) «Г³ч³Э» (требуха) — употребляемые в пищу внутренности убойных животных, и якобы пристрастием местного населения данному виду пищи, хотя особой гастрономической любви жителей этого села к требухе не наблюдается. Этим они, во-первых, пытались представить религию в качестве «требухи», т.е. хлама, и, во-вторых, используя звуковую схожесть обоих названий, стереть в памяти населения древние предания и легенды. Старожилам же было настрого запрещено говорить об истинной этимологии названия. Несколько человек были даже репрессированы и сосланы в Сибирь именно из-за того, что они где-то упомянули о прежней версии происхождения названия села.

Армянское нагорье продолжает оставаться одним из центральных театров библейских событий и после потопа. Рассмотрим события, связанные с другим ключевым библейским персонажем — Авраамом, являющимся родоначальником многих народов. Как известно, Авраам был потомком Евера, правнука Сима, старшего сына Ноя и родился в шумерском городе Ур в XXI-XX веке до н. э. Затем отец Авраама — Фарра покинул Ур и, взяв с собой свою семью — сыновей Авраама и Нахора, а также Лота (внука от рано умершего сына Арана), направился на север Месопотамии, в город Харран, расположенный на территории, сопредельной с южной оконечностью Армянского нагорья.

Харран — один из древнейших городов мира и не раз упоминается в Библии. Этот город известен также под названием Карры, где намного позже — в 53 году до н. э. произошла известная в древнем мире битва, результатом которого стало поражение римских войск под командованием Красса от парфян под начальством Сурены. В Харране умер и был погребён отец Авраама Фарра (Быт. 11:32).

Говоря о Харране, надо указать, что во времена Авраама этот город находился в пределах армянской страны под названием Паддан-Арам. С данной страной потомки Авраама имели особые связи, и, по мнению ряда исследователей, здесь они жили в течение нескольких столетий, считая ее своей родиной. Авраам, уже после переселения в Ханаан, с душевной тоской вспоминал о данной территории, постоянно поддерживая с ней связь. Не случайно в договоре с Авраамом Бог обещал дать во владение его потомкам землю от реки Египта до великой реки Евфрат.

Говоря об Аврааме, необходимо упомянуть и весьма интересный библейский персонаж, известный под именем Мельхиседек или Мелхиседек. Вот как повествует о Мелхиседеке Библия: «Ибо Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима — Д.Б.), священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Послание к Евреям, 7:1). В православной иконографии даже используется образ «Великий Архиерей Иисус Христос», как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109/110. 4). Мелхиседек, таким образом, занимает одно из высших иерархических мест как в иудаизме, так и в христианстве.

Между тем, весьма интересен ряд данных о жизни этого библейского персонажа. Согласно славянскому изводу книги Еноха, восходящего к ессейскому оригиналу, бесплодная и престарелая жена Нира, брата Ноя, чудесно зачала без плотского общения с мужем, была им обвинена в блуде, пала к его ногам, умерла и была положена в гроб, а Нир и Ной пошли рыть для нее могилу; по возвращении они нашли около гроба таинственного мальчика лет трех с печатью священства на груди; его облачили в священнические одежды и нарекли Мелхиседеком, а через 40 дней архангел Гавриил уносит Мелхиседека в Эдем, где тот должен пережить время потопа, чтобы исполнить свою миссию и быть священником вовек. Таким образом, Мелхиседек, еще до Ноя и Всемирного потопа, был опять-таки переведен в Эдем, т.е. на Армянское нагорье, став первым после Адама человеком, который по велению Бога был снова возвращен в Рай, чтобы затем стать первым и вечным первосвященником.

С Армянским нагорьем был тесно связан призыв Иеремия поднять против Вавилона (который в 586 году до н.э. уничтожил Иудейское царство и пленил евреев) соседние страны, из которых первыми значатся именно царства Араратские.
В начале II века до н. э. к югу от Армянского нагорья возникло независимое царство Адиабены. Национальный состав этой страны был достаточно пестрым, и здесь жили потомки ассирийцев, армяне, греки, евреи, персы и т.д. Адиабенское царство было союзником Тиграна Великого, вошло в состав Армянской империи и участвовало во всех походах армянского царя. В 30-е годы правящая в Адиабене династия приняла иудаизм, затем сделала эту религию государственной. Наиболее известными в данном контексте выступают царица Елена и ее сын — царь Адиабены Монобаз II. Елена делала весьма щедрые дары Иерусалимскому храму, а также фактически спасла город от голода, закупив за свои деньги хлеб и финики из Египта и Кипра.

Но самым щедрым был царь Монобаз II. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. Когда братья упрекнули его, говоря: «Твои родители делали сбережения, увеличив полученное от своих отцов, а ты их раздаешь», — он им ответил: «Мои родители копили на земле, а я на небе; они прятали там, где чужая рука может завладеть ими, а я кладу туда, где никто у меня их отнять не может; они собирали для других, а я для себя; они собирали деньги, а я спасаю душу». Адиабена принимала активное участие в Иудейской войне 66-73 гг., поддерживая своих единоверцев против Рима. Иосиф Флавий, рассказывая об участии адиабенцев в одной из битв, указывает, что храбрее всех оказались родственники адиабенского царя Монобаза — Монобаз и Кенедай.
Между тем, можно предположить, что адиабенская царская династия Монобазидов вела свое происхождение от Моноваза — одного из сыновей прародителя армян Айка Наапета, и от данной династии произошли армянские княжеские или нахарские роды Манавазян, Бзннуняц, Хорхоруняц и Вордуни.

Но Армянское нагорье имеет особое значение не только в мифологии соседних народов и стран. Оно играет важную роль и для стран, которые географически были достаточно удалены от этого региона. В данном контексте хотелось бы особо отметить весьма важный для русского народа и России эпос — былины о русских богатырях. Один из центральных персонажей и главный богатырь земли Русской — Илья Муромец, получивший благословление от легендарного богатыря Святогора, который приглашает Илью к «Святым горам да Араратским».

Все вышеприведенное является лишь малой частью свидетельств о роли и месте Армянского нагорья в библейской геополитике. В данном контексте возникает необходимость ответить на два логических вопроса. Во-первых, с чем связано столь важное значение, придаваемое Армянскому нагорью в древнейших религиозных текстах и мифах различных народов? Во-вторых, какова практическая значимость всего этого для армянского народа?

Возможные ответы на данные вопросы лежат в двух плоскостях — идеализме и материализме. Если опираться на постулаты идеализма и богословия, то надо будет безоговорочно признать верность библейских преданий о Рае, Потопе и т.д. Армянское нагорье в данном тексте предстает богоизбранной территорией, прародиной человечества, человечество, наказываемое Богом за грехи и, будучи уничтоженным, снова возрождается на Армянском нагорье.

Если же подходить с точки зрения материализма, то столь важное значение, придаваемое этому региону, связано с тем, что данная область была одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Так, расположенная в Гадрутском районе Нагорно-Карабахской Республики Азохская пещера является одной из древнейших стоянок человека. В пещере были найдены нижняя челюсть пренеандертальца, кости доисторических животных, таких, как пещерный медведь, саблезубые тигры и т.д. Результаты раскопок позволяют сделать выводы относительно того, что древнейшие люди появились здесь в эпоху галечной культуры, т.е. около двух миллионов лет назад, при этом Азох и его окрестности были также среди важнейших связующих звеньев и перекрестков переселения древних людей.

В данном контексте особый интерес представляет и гипотеза о том, что именно Армянское нагорье находится в центре региона исторической прародины индоевропейцев и протоиндоевропейского языка. До сих пор в армянском языке сохранилось множество протоиндоевропейских слов. Например, как минимум 10-15% слов, используемых среднестатистическим армянином или англичанином, практически идентичны, причем эти слова не являются заимствованиями из латинского, греческого или иных языков. Особенно много таких слов в ряде диалектов армянского языка, в частности, в арцахском. По всей видимости, особенно учитывая роль и место Армянского нагорья в мифологии и истории народов Передней Азии, этот регион мог быть местом образования и других народов.

Армянское нагорье явяется также родиной многих ремесел. Целый ряд ученых считает, что именно на Армянском нагорье была изобретена технология плавки железа. Армянское нагорье также было важнейшим центром зарождения земледелия. Важнейшей областью древнейшего земледелия являются, в частности, Средне-Араксинская депрессия, а наиболее ранние земледельческо-скотоводческие памятники, датируемые VI-V тыс. до н. э., располагаются обычно на поверхности 1-й надпойменной террасы Ерасха (Аракс). Этому во многом способствовали и природные условия региона, наличие здесь культурных растений. Так, на территории Армении чрезвычайно велико видовое разнообразие пшеницы: здесь выявлено более двухсот разновидностей из общего числа 650.

Армянское нагорье является и одним из древнейших районов возникновения религии. Одним из наиболее примечательных в данном контексте предстает расположенный у юго-западной оконечности Армянского нагорья храмовый комплекс Портасар. Его возраст составляет не менее 12 000 лет, и он является древнейшим на земле храмовым комплексом.
Важность Армянского нагорья также определялась географией. Отметим лишь то, что такие реки, как Тигр и Ефрат, без которых невозможно было развитие и становление цивилизаций Междуречья, берут начало на Армянском нагорье. Одного этого было достаточно, чтобы возникло соответствующее отношение к данному региону. Хотя, конечно, без развитой цивилизации, богатой материальной и духовной культуры географические факторы имели бы второстепенное значение.
Естественно, что все вышеуказанные аспекты соответствующим образом запечатлелись в генетической памяти древних людей, проявлениями которых и стали мифы, сказания и легенды. Именно поэтому Армянское нагорье и предстает у разных народов в качестве рая, первой созданной богами земли и т.д.

Естественно, что, рассматривая важность Армянского нагорья в мифологии и религиях разных народов, стараясь обосновать мотивы такого восприятия, необходимо попытаться выявить практическую значимость всего этого для армянского народа. Конечно, вопросы мифологии и религии на данном этапе развития человечества имеют свою специфику. Для верующих людей эти аспекты актуальны как никогда, для их оппонентов намного более важны иные факторы. Но одно предельно ясно: Армянское нагорье — родина армянского народа, до сих пор является источником вдохновения, постоянно подпитывающим духовные силы армянства, что уже на протяжении столетий позволяет нашему народу выживать в столь сложном окружении, преодолевать кажущиеся непреодолимыми препятствия. Такой источник энергии создает ассиметричную мотивацию у армянского народа, без чего попросту невозможно поддерживать баланс с более сильными с материальной точки зрения соседями, иные из которых имеют не столь уж доброжелательные, более того, враждебные цели и планы.

В начале II века до н. э. к югу от Армянского нагорья возникло независимое царство Адиабены. Национальный состав этой страны был достаточно пестрым, и здесь жили потомки ассирийцев, армяне, греки, евреи, персы и т.д. Адиабенское царство было союзником Тиграна Великого, вошло в состав Армянской империи и участвовало во всех походах армянского царя. В 30-е годы правящая в Адиабене династия приняла иудаизм, затем сделала эту религию государственной. Наиболее известными в данном контексте выступают царица Елена и ее сын — царь Адиабены Монобаз II. Елена делала весьма щедрые дары Иерусалимскому храму, а также фактически спасла город от голода, закупив за свои деньги хлеб и финики из Египта и Кипра.
Но самым щедрым был царь Монобаз II. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. Когда братья упрекнули его, говоря: «Твои родители делали сбережения, увеличив полученное от своих отцов, а ты их раздаешь», — он им ответил: «Мои родители копили на земле, а я на небе; они прятали там, где чужая рука может завладеть ими, а я кладу туда, где никто у меня их отнять не может; они собирали для других, а я для себя; они собирали деньги, а я спасаю душу». Адиабена принимала активное участие в Иудейской войне 66-73 гг., поддерживая своих единоверцев против Рима. Иосиф Флавий, рассказывая об участии адиабенцев в одной из битв, указывает, что храбрее всех оказались родственники адиабенского царя Монобаза — Монобаз и Кенедай.

Между тем, можно предположить, что адиабенская царская династия Монобазидов вела свое происхождение от Моноваза — одного из сыновей прародителя армян Айка Наапета, и от данной династии произошли армянские княжеские или нахарские роды Манавазян, Бзннуняц, Хорхоруняц и Вордуни.

Но Армянское нагорье имеет особое значение не только в мифологии соседних народов и стран. Оно играет важную роль и для стран, которые географически были достаточно удалены от этого региона. В данном контексте хотелось бы особо отметить весьма важный для русского народа и России эпос — былины о русских богатырях. Один из центральных персонажей и главный богатырь земли Русской — Илья Муромец, получивший благословление от легендарного богатыря Святогора, который приглашает Илью к «Святым горам да Араратским».

Все вышеприведенное является лишь малой частью свидетельств о роли и месте Армянского нагорья в библейской геополитике. В данном контексте возникает необходимость ответить на два логических вопроса. Во-первых, с чем связано столь важное значение, придаваемое Армянскому нагорью в древнейших религиозных текстах и мифах различных народов? Во-вторых, какова практическая значимость всего этого для армянского народа?

Возможные ответы на данные вопросы лежат в двух плоскостях — идеализме и материализме. Если опираться на постулаты идеализма и богословия, то надо будет безоговорочно признать верность библейских преданий о Рае, Потопе и т.д. Армянское нагорье в данном тексте предстает богоизбранной территорией, прародиной человечества, человечество, наказываемое Богом за грехи и, будучи уничтоженным, снова возрождается на Армянском нагорье.
Если же подходить с точки зрения материализма, то столь важное значение, придаваемое этому региону, связано с тем, что данная область была одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Так, расположенная в Гадрутском районе Нагорно-Карабахской Республики Азохская пещера является одной из древнейших стоянок человека. В пещере были найдены нижняя челюсть пренеандертальца, кости доисторических животных, таких, как пещерный медведь, саблезубые тигры и т.д. Результаты раскопок позволяют сделать выводы относительно того, что древнейшие люди появились здесь в эпоху галечной культуры, т.е. около двух миллионов лет назад, при этом Азох и его окрестности были также среди важнейших связующих звеньев и перекрестков переселения древних людей.

В данном контексте особый интерес представляет и гипотеза о том, что именно Армянское нагорье находится в центре региона исторической прародины индоевропейцев и протоиндоевропейского языка. До сих пор в армянском языке сохранилось множество протоиндоевропейских слов. Например, как минимум 10-15% слов, используемых среднестатистическим армянином или англичанином, практически идентичны, причем эти слова не являются заимствованиями из латинского, греческого или иных языков. Особенно много таких слов в ряде диалектов армянского языка, в частности, в арцахском. По всей видимости, особенно учитывая роль и место Армянского нагорья в мифологии и истории народов Передней Азии, этот регион мог быть местом образования и других народов.

Армянское нагорье явяется также родиной многих ремесел. Целый ряд ученых считает, что именно на Армянском нагорье была изобретена технология плавки железа. Армянское нагорье также было важнейшим центром зарождения земледелия. Важнейшей областью древнейшего земледелия являются, в частности, Средне-Араксинская депрессия, а наиболее ранние земледельческо-скотоводческие памятники, датируемые VI-V тыс. до н. э., располагаются обычно на поверхности 1-й надпойменной террасы Ерасха (Аракс). Этому во многом способствовали и природные условия региона, наличие здесь культурных растений. Так, на территории Армении чрезвычайно велико видовое разнообразие пшеницы: здесь выявлено более двухсот разновидностей из общего числа 650.

Армянское нагорье является и одним из древнейших районов возникновения религии. Одним из наиболее примечательных в данном контексте предстает расположенный у юго-западной оконечности Армянского нагорья храмовый комплекс Портасар. Его возраст составляет не менее 12 000 лет, и он является древнейшим на земле храмовым комплексом.
Важность Армянского нагорья также определялась географией. Отметим лишь то, что такие реки, как Тигр и Ефрат, без которых невозможно было развитие и становление цивилизаций Междуречья, берут начало на Армянском нагорье. Одного этого было достаточно, чтобы возникло соответствующее отношение к данному региону. Хотя, конечно, без развитой цивилизации, богатой материальной и духовной культуры географические факторы имели бы второстепенное значение.
Естественно, что все вышеуказанные аспекты соответствующим образом запечатлелись в генетической памяти древних людей, проявлениями которых и стали мифы, сказания и легенды. Именно поэтому Армянское нагорье и предстает у разных народов в качестве рая, первой созданной богами земли и т.д.

Естественно, что, рассматривая важность Армянского нагорья в мифологии и религиях разных народов, стараясь обосновать мотивы такого восприятия, необходимо попытаться выявить практическую значимость всего этого для армянского народа. Конечно, вопросы мифологии и религии на данном этапе развития человечества имеют свою специфику. Для верующих людей эти аспекты актуальны как никогда, для их оппонентов намного более важны иные факторы. Но одно предельно ясно: Армянское нагорье — родина армянского народа, до сих пор является источником вдохновения, постоянно подпитывающим духовные силы армянства, что уже на протяжении столетий позволяет нашему народу выживать в столь сложном окружении, преодолевать кажущиеся непреодолимыми препятствия. Такой источник энергии создает ассиметричную мотивацию у армянского народа, без чего попросту невозможно поддерживать баланс с более сильными с материальной точки зрения соседями, иные из которых имеют не столь уж доброжелательные, более того, aвраждебные цели и планы.

=== result ===
Click on icons for more info